Так святые отцы называют те искушения, которые изначально кажутся нам добрыми помыслами и намерениями. К нам приходит помысел помолиться побольше, попоститься построже, сделать больше поклонов, почитать побольше, и далее в таком же духе.
Особенно опасны эти искушения для новоначальных и неопытных, ибо понять, что эти помыслы и намерения не от Бога не так просто. Кажется, пришёл позыв на доброе дело и надо обязательно приступать.
Однако, беря на себя подвиги непосильные нам в данное время, мы наносим себе большой вред и в итоге придём к частичному, или полному, охлаждению к духовной жизни.
Американский психолог Мартин Селигман описал термин «выученная беспомощность». Вся суть термина в том, что человек, и даже животное, предпринимающий несколько безрезультатных попыток, в итоге, учится собственной беспомощности и перестаёт делать усилие даже тогда, когда результат вполне достижим.
Враг нашего спасения ищет именно этого результата, посылая нам «искушения справа». Если мы берёмся за подвиги не по нашим силам, мы быстро выгораем и теряем и интерес, и веру в возможность что-то сделать.
Нашёл ты мёд — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. (Притчи 25:16)
Эти слова царя Соломона тоже очень метко и мудро объясняют суть искушений справа.
Испытаем себя, есть ли в нас уже последствия принятия таких искушений? Остыли ли мы в молитве, после чрезмерно ревностных подвигов? Охладели ли мы в добрых делах из-за переутомления?
Со смирением и кротостью размерим свои усилия и да поможет нам Бог идти царским путём – золотой серединой – в подвигах, дабы наши труды не были зря.