Каждый православный христианин знает, что одной из самых главных добродетелей является смирение. Без смирения, ни одна другая добродетель не приносит пользы. Скорее, наоборот, добродетель без смирения становится губительной для подвизающегося. Самомнение и гордыня затмевают рассудок и приводят к падению.
Однако, весьма печально, что для многих смирение – понятие не знакомое, чаще всего воспринимаемое как некая скромность, тихость, и, увы, иногда даже как слабость. Поэтому, некоторые ошибочно приступают к исполнению заповедей Божиих, к жизни по Святому Евангелию, без этой блаженной помощницы и вскоре испытывают потерю сил, уныние, тоску, печаль, отчаяние в достижении цели христианской жизни – царства небесного и вечного единения с Богом.
Для того, чтобы правильно оценить, что такое смирение, нужно прежде всего посмотреть на состав слова и обратить внимание на то, что его корень – мир. Это поможет нам понять, что смирения в смятении нет. Святые отцы говорят, что там, где мир, там Бог. В одном из возгласов священника во время богослужения Бог называется царем мира. Святой апостол Павел учит, что царство Божие есть праведность и мир и радость в Духе Святом. Следовательно, смирение – есть ничто иное как пребывание в мире, в умиротворенном и уравновешенном состоянии души. Именно в таком состоянии душа исполняется Божиим светом, Его благодатью и, только в таком состоянии, действенно пребывает в единении с Богом.
Таким образом, смирение – прочный фундамент, на котором строится дом всех добродетелей. Христианская жизнь немыслима без смирения.
Что же является препятствием для приобретения смирения? Привязанность к бренному миру. Здесь для большей ясности можно противопоставить смирение с обмирщением, где в первом случае Мир – Сам Бог, с Которым соединяется душа, а во втором мир – совокупность всех страстей. Смирение – любовь к Богу, обмирщение – любовь и похоть к миру и всему мирскому. Поэтому гордость, честолюбие, тщеславие, алчность, зависть, похоть, и прочие страсти являются преградой для обретения смирения и вместе с ним Божией благодати.
Преподобный Серафим Саровский сказал, что цель христианской жизни – стяжание, приобретение, благодати Святого Духа. Следовательно, можно сказать, что цель христианской жизни – приобретение смирения, Божиего мира в душе.
Смирение – отречение от мира.
Dear Fr. Viatcheslav, Having read your first three mini-treatises, I know that you are not likely to develop a swelled head when I compliment your clear and incisive thinking. The “vocubulary” is that of a man who reads thick books without pictures. This is also the product of the good, Southern education that I enjoyed.
That having been said, your children, faced with the alternative of Ontario’s “Everybody gets a prize, just for showing up – sometimes” public schools, are very fortunate to reap the benefits of being home-schooled by you and Matushka Elizaveta. Slava Bohu o vseh! and keep up the good work.